Главная Статьи Поминание Аллаха О поминании Аллаха вслух после молитвы
О поминании Аллаха вслух после молитвы

О поминании Аллаха вслух после молитвы

1.45K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

От Ибну-«Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими) он сказал: «Мы узнавали об окончании намаза посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) по Такбиру«. (Бухари, №842).

Вот что говорит `Абдулла али Бассам в толкование этого хадиса в своей книге » Тайсиру аль-`Алям шарх `умдати льАхкам».
Общий смысл: Упоминает `Абдулла ибн `Абас (радия Аллаху `анхума) то что пророк (саляЛлаху галейхи ва ссалим) и его сахабы поднимали свои голоса с такбиром (слова Аллаху акбар) и зикром (поминанием) Аллаха всевышнего после завершения ими пятикратных обязательных намазов, и по этому он узнавал о завершении ими намаза с поднятием ими их голосов.
Какая польза берется из этого хадиса:
1-Желательность (Мустахаб) зикра после намаза, из того что в нем (зикре) содержатся великие пользы и следование за Пророком (саляЛлаху галейхи ва ссалим).
2-То что поминающий поднимает голос с зикром, исходя из действия пророка (саляЛлаху галейхи ва ссалим) и действий сахабов вместе с ним.
3-Предположительно что ибн `Абас был малых лет и не посещал намаз общий (джамагат намаз), и слышал их голоса с произнесением слов ля иляха иля Аллаху находясь в не мечете. И также предположительно то что он посещал намаз общий (джамагат намаз), но ряды были далеки, и не было среди них доносящего (т.е. тот кто передает слова имама повторяя их для того чтобы с заде находящиеся слышали такбир и таслим), и не знал о завершении намаза пророком (саляЛлаху галейхи ва ссалим) кроме как после того как слышали слова ля иляха иля Аллаху с первых рядов.

» Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд «. Сура Аъраф 205 аят.

Тафсир Имама ат-Табари аш-Шафии;

«не громко«,- т.е. без возвышения голоса в слове, т.е. сделай так, чтоб слышал только ты, как сказал Аллах; «и выбери между этим путь» сура Исра 110 аят. т.е. между тем чтоб делать зикр вслух и утаивать зикр полностью. И это указывает на то, что поднимать голос в зикре запрешено, как мы уже об этом говорили в других местах в нашем тафсире.

Тафсир Имама Ибн Касира аш-Шафии;

Слово Его: «с покорностью и страхом«, т.е. поминай своего Господа в себе в страхе и надежде и словом не громко в слух, и поэтому сказал Аллах; «не громко«, и поэтому предпочтительней ,чтобы зикр не был кличем (призывом) и в слух громко.

Можно в слух в том случае , если имам хочет научить кого либо тому или иному зикру.

Имам аш-Шафии писал: «Выбираю для имама и “маъмуна” (тот который молится за имамом), чтоб они делали “зикр” после завершения намаза утаивая (скрывая) его, кроме как в случае если имам хочет научить (незнающих), то он может говорить в слух, но когда увидит, что научил, пусть скрывает, т.к. Аллах говорит: » Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим». Сура Исра 110 аят. Аллаху Аълям.Дуа делается не громко, не поднимая голос слишком и не скрывая слишком, чтоб даже не слышать свой шепот…»

Здесь же аш-Шафии говорит: «Как упомянула в хадисе Умму Салама (да будет доволен ею Аллах), жена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сидел и не делал “зикр”, «джахран» [в слух], и я полагаю что он не оставался (в мечети), кроме как делал “зикр” не громко в слух (шепотом) . » Смотри книгу » Китабуль Умм», китабу Солят, баб Къалям имам ва джулюсуху баъда солят, на моем табаа стр. 288/2.

О повышении голоса во время зикра после молитвы

Некоторые братья повышают голос в зикре после завершения молитвы, особенно после утренней молитвы, основываясь на хадисе ибн ‘Аббаса и других, и они мешают другим молящимся. Когда им делают замечание, то они отвечают: Мы следуем Сунне и если они тоже повысят голос то не услышат нас и мы не будем ему мешать. Правильно ли то, что они делают? Следует ли и другим повысить голос, когда среди них находятся необрозованные и пожилые люди и не могут составить группу. На сколько следует повысить голос.

Вся хвала Аллаху. Факъиhи разошлись во мнении относительно повышения голоса во время зикра после молитвы. Некоторые из них считали, что это сунна, а некоторые считали, что это макрух и что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не делал этого все время: он делал это только для того, чтобы научить людей, а затем перестал делать это. Причиной для различия мнений служит хадис переданный от Бухари (805) и Муслима (583) от Абу Мабада, освобожденного раба Ибн Аббаса, что Ибн Аббас (радиа ллаху анху) сказал ему, что люди повышали свои голоса в зикре, когда завершали обязательную молитву во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . Ибн Аббас сказал: Я узнавал о том, что они завершили молитву когда слышал его (зикр)»
Согласно сообщению Бухари (806) и Муслима (583) Ибн ‘Аббас сказал: «Мы узнавали о том, что молитва Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завершена из такбира» Но они разногласили о том, делалось ли это все время или нет, и не идет ли это в разрез с аятом: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд.» (7:205)
Среди тех кто предпочел мнение о повышении голоса после молитвы были ат-Табари, ибн Хазм, Шейх уль Ислам и другие. Среди тех, кто считал что это делалось только с целью обучения были только Шафи’иты и большинство.. Аш Шафи (рахимахуЛлах) сказал: «Я считаю, что имам и люди молящиеся за ним должны поминать Аллаха после молитвы, но им следует читать зикр низким голосом, если только имам не является обучающим, в этом случае следует читать зикр громко, до тех пор пока он не посчитает, что люди научились, и затем ему следует совершать зикр тихо, потому что Аллах сказал (перевод смысла): «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим.» и это означает как можно тише, так человек не слышит себя»
Я думаю, что Ибн Зубайр передал о тахлиле (произнесении Ля иляха илля Ллах) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и что Ибн ‘Аббас передал о его такбире относилось к случаям о которых мы говорили. Шафи’и сказал: «Я думаю, что он немного повышал голос для того, чтобы научить людей, потому что большинство сообщений, которые есть у нас не упоминают о чтении тахлиля или такбира после таслима.
Некоторые сообщения сообщают, что зикр совершался после молитвы, как я описал, и некоторые что он не произносил зикр после молитвы. Умм Салама утверждала, что оставался после молитвы и она не упоминала о каком либо зикре и я думаю, что он оставался чтобы произнести зикр не громко» Аль-Умм (1/127). Ибн Хазм (рахимахуЛлах) сказал: «Повышение голоса в такбире после каждой молитве благо» аль-Мухалля (3/180).
аль-Бахути сказал в Кашшаат аль-Къина’ (1/366), ссылаясь на мнение ибн Теймии относительно того, что громкий зикр мустахаб: «Шейх (т.е. Ибн Теймия) сказал: «Мустахаб читать тасбих, тахмид и такбир громко после каждой молитвы»
Шейх уль Ислам ибн Теймия (рахимахуЛлах) и большое количество ранних и последующих поколений предпочитали это мнение, основываясь на хадисе ибн Аббаса и Мугиры. Чтение вслух относится к каждому виду зикра, который предписан после политвы, будь то тахлиль (произнесение ля иляха илля Ллах), тасбих (произнесение СубханаЛлах), такбир (произнесение Аллаху Акбар) или тахмида (произнесение аль-хамдулиЛлях), потому на это указывает общий смысл хадиса ибн Аббаса. Нет сообщений от Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в котором сообщалось бы о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал различие между тахилем и другими видами зикра, напротив в хадисе ибн ‘Аббаса сказано, что они узнавали о завершении молитвы из такбиров.
Таким образом опровергается мнение тех, кто считает, что не нужно повышать голос в тасбихе, тахмиде и такбире.
Ошибаются те, кто заявляет о том, что повышение голоса в этих зикрах является нововведением (бид’а). Как может быть нововведением то, что было известно и практиковалось во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Шейх Сулейман ибн Сахман (рахимахуЛлах) сказал: «Доказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал это и одобрял и сахабы поступали так во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после того как он научил их и он одобрил их действия, поэтому они делали это в соответствии с учением Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует); они делали это и он одобрил это и после того как он научил их и он не критиковал их.
Из того что мы привели выше ясно что Сунной является повышение голоса в зикре после обязательной молитвы, и что это не идет против достоверных текстов или достоверного мнения. «Когда голоса смешаются друг с другом, то не будет беспокойства, как можно это увидеть во время Пятницы, когда все люди читают Коран, то они не мешают пришедшему и это не отвлекает его»
И он (рахимахуЛлах) сказал: «Правильным мнением является то, что сунна читать зикр после обязательной молитвы в предписанной манере и также сунной является читать громко, но не поднимать голос настолько, чтобы мешать другим, потому что это неприемлемо. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям, которые возвращались из похода на Хайбар и повысили голос «О люди, тише». Имеется ввиду, что не следует повышать голос так, что будет приноситься неудобство или тяжесть»
Маджму’ Фатауа аш-Шейх ибн ‘Усеймин (13/247, 261).

Что касается мнения о поминании Аллаха вслух после намаза, то как раз из саляфов об этом передают сторонники данного мнения только от ат-Табари, а Ибн Хазм не относится к саляфам, поскольку жил спустя первые три века.
И это при том, что у ат-Табари самого есть слова указывающие на то, что повышение голосов при поминании Аллаха порицаемо, опираясь на хадис: Абу Муса аль-Аш‘ари рассказывал: “Находясь в пути вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и подъезжая к какой-либо долине, мы громко произносили слова “Ля иляха илля-Ллаху” и “Аллаху акбар”, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди, пожалейте себя, ведь взываете вы не к глухому и не к отсутствующему! Поистине, Он с вами, и Он — Слышащий, Близкий!»” аль-Бухари 2992, 6382, 6409, Муслим 2704.
Ибн Хаджар передал слова ат-Табари в отношении этого хадиса: «В нем указание на порицание повышения голоса с помощью мольбы и зирка. И об этом говорили все саляфы из числа сахабов и таби’инов». См. «Фатхуль-Бари» 6/135.
А про слова ат-Табари о повышении голосов с помощью такбира после молитвы хафиз Ибн Хаджар сказал: «Ибн Батталь опроверг это тем, что не нашел кого-либо из саляфов, совершающих подобное», и привел также слова Ибн Батталя, что имам Малик считал это новшеством. См. «Фатхуль-Бари» 2/325.
Также ученые считавшие что не следует повышать голоса при произнесении азкаров после молитвы опирались на известный хадис: «Не мешайте друг другу и не повышайте ваши голоса друг над другом чтением Корана!» Малик 178, Ахмад 3/94, ат-Табарани в «аль-Аусат» 4757. Хадис достоверный.
Различные версии этого хадиса приводит и шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 4/133.
А имам аз-Зуркъани в «Шарх аль-Мууатта» сказал в отношении одной из версии этого хадиса, что если запрещено повышать голоса и мешать друг другу заниматься поклонением даже с помощью Корана, что делать это с помощью иных слов запрещено тем более.
Кстати, мнение имама аш-Шафи’и также поддержали такие исследователи, как ан-Науауи, Ибн Хаджар, аш-Шатыби, аль-Альбани и др.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(1453)

Аль Хадис
takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть